|
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ |
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Развивающие занятия для детей, готовящихся к школе
Мы предлагаем вашему вниманию программу для детей 3-7 лет, которая готовит малышей к обучению в школе, общению в школьном коллективе, расширяет кругозор и дает необходимые в школе навыки и умения.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- обучение чтению и подготовка к грамоте (звуковой анализ слов – слог - ударение - предложение - лексико-грамматические конструкции);
-формирование математических представлений (счет - состав числа - решение примеров - составление и решение арифметических задач - первоначальная геометрия – пространственные ориентировки - временные представления);
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения пересказ литературных произведений разгадывание ребусов, шарад;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительной и адекватной самооценки.
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей. Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.
В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, в программе особое внимание уделяется развитию моторики и подготовки руки к письму.
Обучение грамоте предполагает знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, "печатание" букв, далее слов и предложений, чтение, развитие фонематического слуха (умение выделять определенный звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове - в начале, середине или конце, что крайне необходимо для письма);
В ходе занятий происходит развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, логического мышления, воображения. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументированно отстаивая своё мнение.
Интересные сюжеты превращают занятие по математике в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи. ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.
Дети учатся выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными, организованными и ответственными, активными и самостоятельными.
Программа дополнительного образования
«Веселая школа для дошколят»
(для детей от 3 до 7 лет)
Срок реализации ДОП 1-4 года.
Составлена Мещеряковой М.М., заместителем заведующего по ВМР
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 162» г.Перми
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа составлена на основе авторской программы Колесниковой Е.В.«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и технологии «Математические ступеньки», рекомендованных к работе с дошкольниками, является модифицированной (адаптированной). Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе. Целью модифицированной программы является достижение наибольшей эффективности образовательного процесса путем учета: особенностей образовательного учреждения, возраста, уровня подготовки обучающихся. Тип данной программы – познавательная. Она дает углубленные знания по математике и развитию речи, развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор, решается задача - обучение чтению. В основной общеобразовательной программе детского сада такой задачи не ставится.
Программа направлена на реализацию заказа родителей по подготовке ребенка к школе.
В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С.Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский и др.).
Концептуальные основы.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке программы учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей. В основе концептуальной идеи лежит теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного детства: основной путь обогащения, наполнения наиболее значимыми формами и способами деятельности, - путь амплификации. Концепция Венгера Л.А. о развитии способностей содержит утверждение, что главное в обучении – это развитие способностей, а не только формирование знаний, умений и навыков. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности. В технологии «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса согласованы с закономерностями развития ребенка-дошкольника.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению программного материала и зависит от степени подготовленности детей.
Вариативность программы предполагает 2 варианта ее использования:
1. соответственно возрасту для детей, имеющих какие-либо отставания по математике и развитию речи (т.е. дополнительные коррекционно-развивающие занятия);2. для детей, проявляющих интерес к познавательной деятельности, чтению, математике, программа используется с опережением на год (опережающее развитие).
Деление по возрастам условно и зависит от ряда факторов:
- от возраста, с которого начата работа по данной программе ( если с 6лет, то желательно пройти программу предыдущего возраста);
- от состояния психического развития ребенка. Если у ребенка задержка психического развития, то желательно начинать работу с программы предыдущей группы.
Использование такого подхода и является базой личностно-ориентированной модели обучения.
Цель программы:формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе, в том числе в школе с углубленным изучением предметов, гимназии.
Задачи:- формирование элементарных математических представлений, которые станут базой для дальнейшего обучения в начальной школе;
- формирование первоначальных лингвистических представлений (слог, слово, предложение);
- обучение чтению,
- овладение звуковым анализом слов;
- развитие речи (фонематического слуха, связной и грамматически правильной речи);
- развитие познавательных способностей детей, овладение мыслительными операциями
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 3 до 7 лет. Учебные планы составлены по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Программа включает 2 раздела:
математика и чтение,
обучение грамоте с обязательным включением развивающих игр, интеллектуальных заданий, ребусов и т.д.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 – математика, 1 – чтение, грамота. Количество занятий в месяц 8-9, в год по 32 занятия.
Интерес к занятию обеспечивается обязательной мотивацией (игровой, соревновательной) детей к учебной деятельности.
Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные представления, элементарные предметные понятия), простейшие закономерности. На занятиях решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические – и на их основе развитие связной речи. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Занятия проводятся по подгруппам (6-8 человек) и имеют интегративный характер. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действия и эмоциональным переживаниям, а также успешно и комплексно решать задачи познавательного и личностного развития. Создаются условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности. Педагогический процесс включает организацию самостоятельной деятельности детей при выполнении заданий в рабочих тетрадях или в игровой деятельности (настольно-печатные дидактические и развивающие игры). С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Задача педагога – развитие интересов, склонностей, способностей каждого ребенка, стимулирование его активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование словесных (стихи, загадки, потешки, пословицы, поговорки, речевые игры), наглядно-практических методов (иллюстрации, веселые рисунки, модели, схемы, моделирование, игровые проблемные ситуации и т.д.). Физкультминутки органически входят в занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление пройденного материала. Педагогический процесс строится на принципах развивающего обучения, с учетом того, что игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе. В конце каждого занятия ребенок имеет возможность оценить правильность выполненного задания и также самостоятельно исправить ошибки.
Ожидаемый результат:
- Происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению; развитие психических процессов (память, внимание, связная речь),
- обеспечивается функциональная готовность к обучению в школе, развитие моторики руки и, в целом, физическое развитие;
- формируется мотивационная готовность к обучению в школе; осознание успешности в учебной деятельности, социальная адаптация к новым условиям школы;
- Освоение программного содержания, в соответствии с уровнями определенными в программе по возрастам.
- Тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Мониторингосуществляется через экспресс-диагностику на каждом занятии по ходу выполнения заданий в рабочих тетрадях, а также через контрольно-итоговые занятия в форме интеллектуальных конкурсов, викторин, математических праздников и т.п. Анализ результатов психодиагностики школьной готовности показывает эффективность выбранных технологий, их результативность. В методических пособиях программы определены уровни-показатели развития и освоения детьми программы, на которые можно ориентироваться при проведении итоговой педагогической диагностики. Также при проведении педагогической диагностики могут быть использованы «Новые тесты для дошкольников» (авт. Степанова О.Л.), «Тесты для дошколят» (развитие речи, математика, мышление, чтение, внимание и память)- Москва «Росмэн».
Итоги реализации программы подводятся на открытых занятиях для родителей, совместном с родителями празднике в конце учебного года («праздник Букваря», «День знаний в школе дошколят», «По волнам океана Знаний» и т.п).
В работе с родителямипланируется также проведение игровых тренингов, практикумов по освоению развивающих игр, выставки дидактических игр и пособий, презентация книги И.Архиповой «Подготовка ребенка к школе», пособия «Карапуз» - «Пусть тебе улыбнется задача» (авт. И.Лыкова), проведение мастер-классов, открытых занятий.
2. Содержание программы.
Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
- развитие интеллектуальных (в том числе, речевых, математических) способностей каждого ребенка;
- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решения и выполнять их).
Содержание программы «От звука к букве»включает 2 периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; второй – с освоением знаковой системы языка (Д.Б.Эльконин). Поэтому курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко-буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка к письму.
Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове; 4-5 лет – анализ звуковой стороны устной речи; 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии.
Содержание программы «От звука к букве» реализуется на основе:
1. учебно-методического пособия «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»,2. учебно-методического пособия «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»,3. учебно-методического пособия «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»,4. учебно-методического пособия «Развитие интереса к чтению у детей 6-7 лет».
Расширение содержания возможно за счет использования:
- методического пособия «Занимательное азбуковедение» (авт.Г.П.Попова, В.И.Усачева);
- методических разработок «Школа дошкольников» (авт.Л.А.Грищук);
- методического пособия «Учимся читать» (авт.Н.В.Новогорцева);
- методического пособия «Обучение детей грамоте в игровой форме» (авт.И.А.Быкова);
- методических разработок «Учимся играя» (авт.В.В.Волина);
- ИКТ: «Играем и учимся» (авт.Е.А.Котова), «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры»;
- «Веселой азбуки» С.Маршака.
Содержание технологии «Математические ступеньки»
группируется по разделам:
1. Количество и счет. Дети через художественные произведения и веселые рисунки знакомятся с числами, учатся понимать отношения между числами, осваивают состав числа из двух меньших, знакомятся с образованием чисел второго десятка и их образованием. Закрепляются знания о независимости числа от размера и пространственного расположения. Сравнение множеств. Порядковый счет. Решение примеров и математических задач.2. Величина. Усвоению понятий по разделу «Величина» способствуют игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьется глазомер, зрительно-двигательная координация. Дети знакомятся с разными способами измерения, линейкой, изображают отрезки заданной длины.3. Геометрические фигуры и тела. Дети знакомятся с названиями, соотносят эти фигуры с предметами окружающего мира. Знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы).4. Ориентировка во времени и в пространстве. Дети знакомятся с частями суток, временами года, месяцами, часами (стрелки, циферблат), учатся определять время. Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий, практических упражнений и в играх.5. Логические задачи способствуют не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, сообразительности, мышления.
Содержание технологии «Математические ступеньки» реализуется на основе:
1. учебно-методического пособия «Математика для детей 3-4 лет» (сценарии 16 занятий);2. учебно-методического пособия «Математика для детей 4-5 лет» (сценарии 32 занятий);3. учебно-методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» (сценарии 32 занятий);4. учебно-методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» (сценарии 32 занятий).
Расширение содержания возможно за счет использования:
- методического пособия «Занимательная математика» (авт. Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко);
- методических разработок «Праздник числа» (авт. В.В.Волина);
- тетрадей для подготовки к школе с развивающими играми, заданиями;
- методических разработок «Логика для дошкольников» (авт. Л.Ф.Тихомирова);
- учебно-методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 и 6-7 лет» ( авт Зак А..З.):
- «Веселый счет» С.Маршак.
Методическое обеспечение
по программе «От звука к букве»:
1. рабочая тетрадь «Раз-словечко, два - словечко» (3-4 года);
2. рабочая тетрадь «Запоминаю буквы» (3-5 лет);
3. рабочая тетрадь «От слова к звуку» (4-5 лет),
2.рабочая тетрадь «Ну-ка, буква, отзовись» (5-7 лет),
3.рабочая тетрадь «От А до Я» (4-6 лет);
4.рабочая тетрадь «Я начинаю читать» (6-7 лет),
5.рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» (5-7 лет),
6.рабочая тетрадь «Веселая грамматика» (5-7 лет).
Для детей, знающих буквы, на занятиях по обучению чтению возможно использование «Букваря» Н.С.Жуковой (для детей 5-6 лет), «Букваря» Н.Павловой (для детей 6-7 лет), «Букваря» Е.Ю.Морозовой (для детей 4-5 лет), «Букваря» Н.В.Нищевой ( для детей 5-7 лет).
по технологии «Математические ступеньки»
1. «Математические прописи для детей 4-5 лет»;2. «Математические прописи для детей 5-7 лет»;3. рабочая тетрадь «Я начинаю считать» (для детей 3-4 лет);4. рабочая тетрадь «Я считаю до 5» (для детей 4-5 лет);5. рабочая тетрадь «Я считаю до 10» (для детей 5-6 лет);6. рабочая тетрадь «Я считаю до 20» (для детей 6-7 лет);7. рабочая тетрадь «Я решаю логические задачи» (для детей 5-7 лет);8. рабочая тетрадь «Я составляю числа» (для детей 5-7 лет).
Программа обеспечена, полностью, необходимыми методическими и учебно-наглядными пособиями, рабочими тетрадями на каждом возрастном этапе обучения. Возможность использования данных пособий полностью или частично, создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения.
Программа рекомендована к использованию в работе с дошкольниками в образовательных учреждениях, а также в воскресных школах, для гувернеров и родителей детей, не посещающих детский сад.
В конце учебного года проводится диагностика школьной готовности (интеллектуальной, мотивационной, развитие психических процессов): тестирование на проверку внимания, задания, проверяющие уровень развития мышления, задания на проверку развития воображения и речи.